Экологическое просвещение должно начинаться с детского сада — убеждены специалисты в сфере педагогики и экологии. Без системного подхода к формированию культуры охраны природы уже с раннего возраста невозможно обеспечить экологическую безопасность страны.
Министерство просвещения Российской Федерации официально поддерживает курс на развитие экологического образования и воспитания с самого раннего возраста. В ведомстве подчёркивают: формирование экологической грамотности — ключевой элемент воспитания современных граждан, а также часть государственной стратегии по обеспечению устойчивого развития.
Экологические темы интегрируются в программы детских садов и начальной школы через игровые форматы, проекты, наблюдения за природой и участие в акциях. В средней и старшей школе школьники вовлекаются в исследовательскую и практическую деятельность, проходят модули по экологии, участвуют в региональных и всероссийских проектах.
«Мы формируем у детей осознанное отношение к окружающему миру с первых лет жизни. Задача школы и детского сада — не только дать знания, но и научить беречь. Экологическая безопасность — это в первую очередь воспитание», — подчёркивают в Минпросвещения.
Своим мнением с редакцией поделился Умалат Магомедов, заместитель декана по воспитательной и социальной работе факультета биологии, географии и химии ДГПУ им. Р. Гамзатова, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики преподавания: «Мы часто говорим о стратегической важности экологической безопасности, но забываем, что она невозможна без экологической грамотности. Начинать нужно не со студентов, а с дошкольников. Именно в детском саду формируются первые представления о добре и зле, чистоте и беспорядке, природе как доме.
Если ребёнку с малых лет объяснять, что выбрасывать мусор мимо урны — это не просто «плохо», а разрушительно для всей экосистемы, он вырастет гражданином, который будет защищать природу не из страха перед штрафом, а по внутреннему убеждению.
Школа должна продолжить это воспитание через уроки, практические мероприятия, акции. Экологическое образование — это не просто тема на уроке биологии, это основа будущего экологического благополучия России» — заявил Умалат Магомедов.
С важностью практического подхода к экологическому просвещению согласен Адам Калиматов, председатель Центрального совета Всероссийского общественного движения «Волонтёры-экологи». Он организовывал межрегиональные экологические акции, в которых школьники собирали пластиковые крышки, а затем из них изготавливались полезные предметы для учебы — линейки, подставки, элементы оформления. По его мнению: «Важно не просто говорить детям об экологии, но и на примерах показывать вред для здоровья от выбросов и мусора. Важно наглядно показать, как можно в рамках субботников очистить территорию, а потом собранный мусор переработать в полезные предметы.
Современные педагоги — это не только учителя по предметам. Это учителя жизни, которые формируют у детей чувство ответственности за окружающий мир, за людей рядом и за природу. Только через такие примеры мы воспитаем поколение, которое не будет равнодушным» — подчеркнул Адам Калиматов.
Экологическая безопасность — это не только охрана природы, это в том числе и здоровье людей, устойчивое развитие территорий и национальная безопасность. И чтобы обеспечить её, нужно не просто внедрять технологии и нормативы, а воспитывать новую культуру поведения — с детства, в семье, в школе, в вузе.
Экологическое воспитание — это не факультатив. Это фундамент будущего страны.