В школах будущего важен не только учитель — важна лаборатория, эксперимент, междисциплинарная среда. Именно это создают Технопарки универсальных педагогических компетенций. По мнению Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, сегодня они становятся ключевыми площадками по подготовке школьников к инженерным и научным профессиям, а будущих учителей — к новым образовательным стандартам.
Технопарки открываются на базе ведущих педагогических вузов страны. Это многофункциональные пространства, в которых школьники и студенты получают доступ к современному оборудованию, работают в VR-средах, создают бионические проекты, исследуют физические и химические явления, учатся программировать и работать с робототехникой.
В Дагестане такой технопарк действует на базе Института физико-математического и информационного-технологического образования ДГПУ им. Расула Гамзатова в 2023 году. Руководит им Артур Макаев, один из самых молодых и перспективных инженеров-педагогов региона.
«Технопарк — это территория будущего. Здесь школьник не просто изучает физику, а может построить летающий дрон. Здесь будущий учитель учится не рассказывать — а показывать и увлекать», — отметил Сергей Кравцов на одной из профильных выставок.
Развитие технических наук сегодня — стратегический приоритет. Но без качественной подготовки педагогов и системной профориентации в школах этот вектор невозможно реализовать.
Министр Кравцов подчёркивает: «Россия нуждается не просто в инженерах, а в инженерах, выросших в собственной научной культуре — начиная со школы. А значит, учитель должен владеть современными методиками, понимать, как работают цифровые лаборатории, уметь мотивировать школьника на исследование и творчество».
В технопарках студенты педвузов проходят подготовку к профессии педагога нового времени — с учётом цифровых, инженерных и даже нейронаучных подходов.
Слушатели Технопарка получают доступ к инженерному оборудованию (3D-принтеры, микроконтроллеры, VR-комплексы), возможность пройти профориентационные курсы, участие в хакатонах, олимпиадах, практических исследованиях и погружение в реальные научные задачи — от биоинженерии до математического моделирования.
Технопарк в Гамзатовском университете активно сотрудничает с муниципалитетами. Школьники из Ахвахского, Ботлихского и других районов приезжают в Махачкалу на мастер-классы, экскурсии и учебные модули. Педагоги проходят переподготовку, а молодые студенты становятся наставниками в проектной работе.
По мнению Артура Макаева, одна из главных задач технопарка: «Устранить цифровое неравенство и подарить талантливым детям доступ к технологиям независимо от места проживания».
По мнению президента Федерации спортивного программирования Республики Дагестан Магомеда Абдулаева, технопарки при педагогических вузах становятся не просто образовательными, а стратегическими площадками роста новых IT-кадров: «Технопарки — это центры, в которых школьники и студенты получают практику работы с передовыми технологиями. А для многих — это старт в большой мир программирования. С 2024 года при поддержке Министерства по физической культуре и спорту Республики Дагестан в регионе проведены три чемпионата и два Кубка Республики по спортивному программированию. В них приняли участие более 300 молодых IT-специалистов.
К маю 2025 года 19 участников дагестанской сборной выполнили норматив первого спортивного разряда. Мы надеемся, что совместная работа с ДГПУ им. Р. Гамзатова даст дополнительный импульс в развитии школьного и студенческого спортивного программирования», — отметил Абдулаев.
Технопарки универсальных педагогических компетенций — не просто новое слово в образовании. Это стратегический инструмент, который соединяет школу, университет и высокотехнологичную промышленность в единую цепочку подготовки кадров.
По словам Сергея Кравцова, именно здесь формируется тот самый «учитель будущего поколения», который не только учит, но и вдохновляет на созидание.